Проект в средней группе по театрализованной деятельности «Сказка наш друг».
15 октября 2020
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКИЙ ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «УЛЫБКА»
(ГДОУ ЛНР ЯСКВ «Улыбка» г. Стаханова)
Проект в средней группе по театрализованной деятельности
«Сказка наш друг».
Составители:
Воспитатель средней группы
«Золотая рыбка»: Кандаурова И.Г.
г.Стаханов 2020г.
Участники проекта:
Воспитанники средней группы (дети 4 лет), педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта:
Познавательно-исследовательский
Вид проекта:
Краткосрочный (октябрь)
Актуальность:
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Цель: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности. Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности ребенка-дошкольника как субъекта деятельности
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности детей.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
- Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
-разработка наглядного материала для родителей;
– сбор атрибутов для театрализованных игр
- подбор дидактических игр
- Основной этап:
Проведение бесед о видах театров (кукольный, драматический, театр зверей,…), о том, кто работает в театре, как себя вести в театре
-Чтение художественной литературы (сказок)
-Использование материалов 3-4 и 4-5лет
-Организация работы в художественной мастерской: рисование, лепка, аппликация.
-Игры-драматизации
-Заучивание стихов
-Отгадывание загадок о героях сказок
-инсценировки песенки «Шалунишки- котятки потеряли перчатки…"
Работа с родителями:
-Привлечь родителей к сбору атрибутов, костюмов для игр драматизаций
-Творческие задания
III. Заключительный этап
-Анализ работы по проекту,
-Фотоотчёт о проекте в родительском уголке.
-Оформление выставки «Моя любимая сказка»
Совместная деятельность детей и воспитателя.
- Чтение сказок «Колобок», «Репка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», «Царевна лягушка», «Волк и семеро козлят», «Пых», «Гусилебеди», «Маша и медведь», «Теремок» и др.
- Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
- Сочинение своей сказки.
- Оформление выставки детских работ по сказкам.
-Создание мини-музея «В гостях у сказки». Самостоятельная деятельность детей. - Рассматривание иллюстраций в различных книгах русских народных сказок.
-Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется дальнейшая работа с детьми.
Развивающая предметно-пространственная среда.
Создание мини-музея русских народных сказок.
Наполнение среды русскими народными сказками, иллюстрациями, раскрасками и картинами
Описание проекта:
Этапы, сроки |
Содержание работы |
Ответственные |
I этап 01.10-09.10 |
1. Подбор методической литературы для реализации проекта. 2. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед. 3. Информирование родителей о проекте, консультации для родителей «Развитие детей в театральной деятельности»
|
Воспитатели,
|
II этап 12.10-26.10 |
1. Создание развивающей среды в группе. -настольный театр -пальчиковый театр -театр на стакане 2.Чтение художественной литературы (сказок): -«Три поросёнка» -«Три медведя» -«Теремок» 3. Беседы: -по прочитанным сказкам, -о видах театров (кукольный, драматический, театр зверей,…) -кто работает в театре -как вести себя в театре 4. Рисование иллюстраций к сказкам «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя» 5. Сюжетно-ролевая игра «Театр» 6. -инсценировки сказок «Заюшкина избушка», «Теремок»
|
Воспитатели, родители |
II этап 01.10-24.10 |
-Чтение художественной литературы (сказок), -Продуктивная деятельность аппликация «Перчатки для котят» -Игры-драматизации, -Заучивание стихов, -Слушание музыкальных произведений, -Отгадывание загадок о героях сказок, - инсценировка по англ. нар. песенки «Шалунишки- котятки потеряли перчатки…"
|
Воспитатели |
III этап 26.10-31.10 |
Выбор сказки для драматизации, распределение ролей. Изготовление родителями атрибутов и костюмов к сказке «Волк и семеро козлят» Подготовка к драматизации -Драматизация сказки «Волк и семеро козлят».
|
Воспитатели, родители |
Используемая литература:
1.Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет: учеб.-метод. Пособие / Т.Н. Доронова. - .: бруч, 2014
2.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Английская народная песенка в переводе И. Родина.
- Русские народные сказки
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.
Приложение к проекту
Игра - занятие по познавательно – исследовательной деятельности
«Три медведя» в средней группе.
Задачи: Развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Формировать у детей обобщённые представления о мебели, учить делать постройки, соразмерные игрушкам, по образцам, обыгрывать постройку.
Материал: Деревянные конструкторы трёх размеров, игрушки для обыгрывания: три медведя (большой, средний и маленький), куколка-девочка маленькая, тарелки и кружки трёх размеров.
Предварительная работа: чтение РНС «Три медведя», рассматривание иллюстраций к сказке, конструирование мебели: стол, стул, кровать.
Ход занятия:
- Ребята, а вы хотите поиграть в сказку?
- А чтобы узнать, в какую сказку мы будем играть, нужно отгадать загадку:
Девочка в лес пошла и заблудилась,
В доме медведей она очутилась.
- Что это за сказка? Кто знает? (ответы детей)
- А кто в этой сказке живёт? (дети отвечают и воспитатель достаёт соответствующие игрушки ).
- А как зовут медведей? (ответы детей).
- Ребята, давайте вспомним, какие комнаты были в доме у трёх медведей? (ответы детей – столовая, спальная).
- Какая мебель стояла в столовой? (ответы детей).
- А какая в спальной комнате? (ответы детей).
- Молодцы. Теперь давайте встанем и на минутку зажмурим глаза и представим себе, что мы – медведи.
Физкультминутка «Три медведя»:
Три медведя шли домой. /ходьба на месте
Папа был большой – большой, /поднять руки вверх, встать на носочки
Мама с ним, поменьше ростом, /руки, согнутые в локтя, перед грудью
А сынок – малютка просто. /присесть
Очень маленький он был, /покачивания из стороны в сторону
С погремушками ходил. /как бы погреметь погремушками
- Теперь давайте подойдём к столам. Это будет дом медведей. Этот стол – столовая комната, а этот стол – спальная. Девочки будут строить мебель в столовой, а мальчики – в спальной комнате.
- Выбирайте себе образец: кто будет строить для папы - Михайло Ивановича – из крупного конструктора, кто для мамы - Настасьи Петровны – из среднего, а для Мишутки – из мелкого конструктора. (Воспитатель уточняет у каждого ребёнка, для, кого он будет строить мебель). Дети строят.
Закончив работу, дети садятся на стульчики. Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в сказку. По считалке выбираются герои:
1,2, 3, 4, 5 – будешь _______ ты играть.
Детям раздаются маски (костюмы) и инсценируется сказка.
Конспект сюжетно-ролевой игры для средней группы «Театр».
Задачи: учить детей выразительно играть роли в небольших сценках, учить выступать перед сверстниками; побуждать к двигательной импровизации.
Обогащать и активизировать словарь детей, воспитывать интерес к театрально - игровой деятельности, учить употреблять в речи вежливые слова.
Закрепить знания геометрических фигур.
Оборудование и материалы: касса, костюмы и маски героев, декорации.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем играть. Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им.
Дети, что вы увидели сегодня необычное, когда зашли в группу?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Это афиша. Как вы думаете, для чего нужна афиша?
Дети: Для того чтобы мы знали, что будет спектакль и на него пришли.
Воспитатель: А как называется, то учреждение, где идут спектакли?
Дети: Театр.
Воспитатель: Театр – это прежде всего праздник и праздничное настроение, ведь мы ходим туда получить удовольствие от увиденного представления. Театры бывают
разные: оперные, балетные, драматические, кукольные, театр пантомимы и
мн.др. Воспитатель: В какой одежде мы ходим в театр и как себя должны там вести?
Дети: В театр мы ходим в нарядной одежде, красиво причесанные, разговариваем в пол голоса, вежливо, не бегаем, мусор бросаем в мусорные корзины и т. д.
Воспитатель: Правильно. Театр — это культурное учреждение и вести себя там нужно культурно.
В. Ребята, а вы хотите поиграть в настоящий театр.
Д. да.
- Ребята, один известный режиссер говорил, что начинается театр с вешалки.
Место, где снимают верхнюю одежду, называется гардероб, а человека, который работает в гардеробе – гардеробщик. Кто хочет быть гардеробщиком?
В. Для того чтобы спектакль состоялся нужны актёры, сцена, зрители, костюмы, декорации.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, кто работает в театре?
Воспитатель. Что нужно, чтобы нас пропустили в театр.
Д. Купить билеты.
Воспитатель. Где мы будем покупать билеты?
Д. В кассе
Воспитатель. Это называется театральна касса.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами выберем кассира, который будет продавать билеты
на представление (Дети выбирают и кассира)
- Кто выступает в театре на сцене? (артисты). Артистами театра сегодня у
нас будут …
- Кто артисту помогает создать внешний образ героя, которого он играет на
сцене? (костюмер и гримёр) Что делает костюмер? Кто хочет быть
костюмером. Костюмером у нас будет Вика . Что делает гримёр? Гримёром
будет….
— А как вы думаете, чем мы можем занять свободное время до начала
спектакля? (Пройти в кафе, попить чай, кофе, сок, съесть мороженое,
пирожное и т.д., посидеть в фойе, посмотреть фотографии, журналы).
-Кто работает в буфете? (буфетчица)
Выбирается ребенок на роль буфетчицы.
В. Наши актёры пройдут в свои гримёрки и подготовятся к выступлению, а
мы с вами будем покупать билеты на представление. Но наши билеты не
простые, а волшебные и покупать мы их будем не за деньги, а за волшебные
слова. (Дети поочерёдно подходят и называют вежливое слово и кассир даёт
им билеты.
Дети, билеты мы купили и у нас осталось немного временя до начала
спектакля. Вы можете пройти в буфет. Там вас встретит администратор.
Воспитатель. Ребята, это зрительный зал (показывает на стулья)
(Дети занимают свои места) .
Воспитатель. Во время представления нельзя шуметь, разговаривать, грызть семечки,
пить сладкую воду и кушать конфеты и мороженое.
Воспитатель. Наши актёры готовы к представлению. Давайте их пригласим дружными
аплодисментами.
Сценка «Зайки серые сидят…»по стихотворению В. Антоновой
(см. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет.
По Т. Дороновой)
Зайки серые сидят,
Ушки длинные торчат.
Вот какие ушки,
Ушки на макушке.
Вдруг бежит лисичка,
Хитрая сестричка,
Ищет, где же зайки,
Зайки - побегайки.
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки - побегайки.
Воспитатель. Давайте поаплодируем нашим актёрам.
— Ребята, сегодня мне очень понравилось, как вы играли, хорошо
справились со своими ролями, были вежливы, правильно вели себя в
общественных местах, старались выразительно передавать в речи образы
героев сказки. В следующий раз, когда вы будете играть в эту игру, вы
поменяетесь ролями.
В. Ребята вам понравилось выступление наших артистов? А что вам
понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами побывали в театре и посмотрели настоящее представление.
Игра - занятие по познавательно – исследовательной и продуктивной деятельности «Перчатки для котят»
Программное содержание: вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).
Материалы к занятию: альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, или клей – карандаш, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные и матерчатые.
Предварительная работа: чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь:
На руке моей перчатки.
Пальцы в ней играют в прятки.
В каждом малом уголочке
Пальчик, словно в теремочке!
Сколько будет уголков,
Столько будет теремков!
Ход занятия: см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.
В гостях у сказки /развлечение для детей дошкольного возраста/
Программное содержание: закрепить знания детей о сказках (авторских, волшебных, русских народных), учить узнавать и называть детских писателей-сказочников, правильно отвечать на поставленные вопросы, развивать творческое воображение детей, коммуникативные навыки, воспитывать любознательность.
Ход
Станция 1. Выставка книг – сказок
(см. “Программу воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А.Васильевой)
Станция 2. “Угадай-ка”
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он пустился.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От неё уйти не смог.
Что за сказка? (“Колобок”)
Жили-были семь ребят –
Белых маленьких козлят.
Мама их любила,
Молочком поила.
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки: (“Волк и семеро козлят”)
Маша в коробе сидит, далеко она глядит.
Кто несёт её ответь, быстрыми шагами?
А несёт её медведь вместе с пирогами.
Провела его малышка, будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка, это - … (“Маша и Медведь”)
Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.
По слогам читает Федя:
Это сказка … (“Три медведя”)
А дорога далека, а дорога нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок…
Чьи это слова? (Медведя)
Всех он любит непременно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…. (Крокодил)
- Как называется сказка К.Чуковского про мальчика – грязнулю? (Мойдодыр)
- Какой знаменитый доктор живёт в сказке К.И.Чуковского? (Доктор Айболит)
- В кого превратился Иванушка братец Алёнушки? (В козлёнка)
Станция 3. “Художественная мастерская”
Вед. – Вам, ребята, предстоит тяжёлое испытание. Необходимо из готовых фигур составить портрет сказочного персонажа, наклеить его и определить из какой он сказки.
/Дети выполняют практическое задание/ Музыкальная пауза
Станция 4. “Творческая”
Герои какой сказки здесь побывали?
- На столах разложены атрибуты к сказкам. Детям необходимо узнать, чьи это предметы, отгадать название сказки. Далее дети обыгрывают атрибуты (драматизация сказки, показ настольного театра, кукольный театр)
/Выход детей под мелодию сказочных персонажей
Продукт проектной деятельности. Оформление выставки «Моя любимая сказка»
7 .Перспективы работы над проектом
- Оформить выставку книг: «Что за прелесть эти сказки?».
- Организовать конкурс совместного творчества родителей и детей: «Сказки на новый лад».
- Создать сказочные костюмы к театрализованной деятельности детей.
-Организовать театрализованную деятельность по русской народной сказке с использованием изготовленных атрибутов.
-Привлечь родителей к участию в театральной деятельности.
Макет данного проекта можно реализовать по любой русской народной сказке, выбранной детьми.